Активным людям удается совмещать работу и свой бизнес. Как у них это получается? Для одних людей пятидневная рабочая неделя превращается в настоящее «офисное рабство», которое не оставляет времени на хобби, а зачастую – даже на личную жизнь. Другие же умудряются найти время на подработку, а то и на параллельное развитие собственного бизнеса – не в ущерб должностным обязанностям. Разберемся, как им это удается.
Зачем совмещать работу и бизнес
Не все люди обладают одинаковыми способностями, когда возникает необходимость организовать и поддерживать бизнес. Впервые об уникальном предпринимательском таланте заговорили в 30-х годах 20 века. С годами эксперты Института Гэллапа выделили несколько персональных качеств, которыми обладают все успешные предприниматели:
• потребность в достижениях;
• склонность к риску;
• азартность;
• креативность;
• независимость;
• самоэффективность.
Однако надежнее всего определить наличие предпринимательского таланта поможет практика. Большинство бизнес-коучей предлагает «покинуть зону комфорта», т.е. бросить постоянную работу и заниматься только бизнесом. Однако неутешительная статистика выживаемости стартапов хорошо известна.
Чтобы избежать разочарований и финансового краха в случае неудачи, целесообразно использовать для создания своего первого бизнеса только личные сбережения. Поэтому совмещение стабильной работы с развитием собственного проекта – единственный беспроигрышный вариант.
Как найти время для своего бизнеса
Чтобы развитие собственного проекта происходило без ущерба для основной работы (и без риска получить «выгорание»), стоит использовать несколько проверенных принципов. Люди, которым удается успешно совмещать работу и бизнес, неизменно применяют их на практике.
Интересные и достижимые цели
Тематика проекта должна быть по-настоящему интересной: неслучайно самые успешные бизнесы возникают из хобби или идей, которые вызывают неугасимый энтузиазм. При этом не стоит переоценивать свои силы – на первых этапах цели должны быть максимально реалистичными.
К примеру, если вы планируете создавать 3D-модели, для начала поставьте себе цель завершать один проект в неделю. Хотите открыть IT-компанию – загружайте по одному мини-приложению в месяц на GitHub.
Приложения для отслеживания успехов в достижении целей: ClickUp, Strides, Weekdone, Coach.me, Way of Life, GoalsOnTrack.
Режим дня
Специфический распорядок дня может отрицательно сказаться на продуктивности, управлении временем и поддержании деловых контактов. С такими проблемами часто сталкиваются «совы», бодрствующие в то время, когда все остальные люди спят, а учреждения закрыты.
Многим убежденным «совам» удалось достичь высокого уровня продуктивности после переключения на радикально новый распорядок дня – пробуждение в 4-5 утра. На эту тему написано несколько книг, к примеру: «Магия утра», «Доброе утро каждый день. Как рано вставать и все успевать».
Планирование рабочего времени
Выясните, сколько в действительности уходит времени на выполнение должностных обязанностей, а сколько – на соцсети и YouTube. Ведите список дел, делайте заметки, устанавливайте напоминания, намечайте дедлайны. Планировать рабочее время можно в ежедневнике или с помощью специальных приложений: Todoist, Any.do, Remember The Milk, nTask.
Ведение списков планируемых и выполненных дел сразу же поможет выявить так называемых «убийц времени». Среди самых типичных «убийц» рабочего времени:
• неумение расставлять приоритеты;
• желание быть полезным и помогать всем в офисе;
• неумение говорить «нет»;
• отсутствие привычки делать рабочие заметки;
• чрезмерная общительность;
• привычка откладывать неприятные рутинные дела на конец рабочего дня.
Люди, которым удалось реализовать собственный проект, не покидая основное место работы, умеют вовремя избавляться от «убийц времени».
Эффективное использование свободного времени
Помимо законного обеденного перерыва в офисе случаются и другие свободные от работы моменты – особенно если должностные обязанности уже четко распланированы и их исполнение ускорилось в 1,5-2 раза. Такие перерывы тоже можно и нужно использовать на развитие собственного проекта.
Если в офисе неудобно говорить по телефону на «некорпоративные» темы, можно делать что-то другое – писать деловые письма, исследовать рынок, структурировать задачи в Evernote или Google Календарь, искать новые идеи. Досугом по вечерам и на выходных тоже придется пожертвовать – и это еще один довод в пользу утверждения о том, что цель должна быть не только потенциально прибыльной, но и по-настоящему интересной.
Автоматизация и аутсорсинг
Многие офисные задачи можно автоматизировать с помощью CRM и ERP систем. Есть приложения для автоматизации отдельных задач, например:
- интернет-маркетинг – Hootsuite, SproutSocial, Buffer;
- продажи и пользовательский сервис – Zoho CRM, Salesforce, Zendesk;
- подбор персонала – Potok, Friendwork, E-Staff, Хантфлоу.
При развитии собственного проекта часть задач сразу стоит автоматизировать, а другие, по возможности, отдать на аутсорсинг. Например, если вы планируете запуск обучающей онлайн-платформы, автоматизировать можно маркетинг, продажи, налоговую отчетность и бухучет; на аутсорсинг можно отдать создание учебных материалов в соответствии с методикой, разработанной лично вами.
Поддержка и мотивация
Во время работы над собственным проектом не помешает практическая поддержка друзей или родственников. Хорошая идея, получившая очень широкое распространение в США, где люди часто стремятся развивать собственное дело – поочередная организация плейдейтов для детей близких знакомых.
Если же детей нет, остается только проблема мотивации. Мотивация поддерживает энтузиазм и амбициозность на нужном уровне – особенно когда под влиянием усталости и временных трудностей интерес к проекту начинает снижаться.
Самые простые и в то же время эффективные источники вдохновения: автобиографии успешных бизнесменов, биографические фильмы – художественные и документальные, – тематические каналы в «Телеграме» и бизнес-сообщества, где можно поделиться своим опытом, достижениями и получить поддержку единомышленников. В таких сообществах также часто можно найти интересные бизнес-идеи, делового партнера или инвестора.