Британские супермаркеты открывают веганские «мясные» отделы, а отдельные предприниматели – веганские «мясные» лавки. Покупатели выстраиваются в такие длинные очереди, что сотрудникам лавок приходится проводить целые дни на кухне, изготавливая растительные аналоги популярных мясных деликатесов.

Триумф веганского мяса

Ричи Стейнсби, владелец и шеф-повар «мясной» лавки Faux, открыл свое заведение месяц назад – и сразу же был поражен наплывом покупателей. Стейнсби пришлось работать на кухне без выходных, поскольку покупатели выстаивали в очереди не менее часа. По словам владельца веганской лавки, он привык готовить в больших масштабах, но сейчас повышенный спрос превратил изготовление полуфабрикатов в промышленное производство.

Faux – уже второй британский стартап, который позиционирует себя как веганская мясная лавка. Первым стал Rudy’s Vegan Butcher, который специализируется на растительных альтернативах мясным блюдам из американского фаст-фуда. Типичный ассортимент магазина Faux включает 12-15 аналогов популярных мясных продуктов – растительный бекон, веганские куриные ножки, грудинку, фрикадельки, бургеры и так далее.

Владельцы обеих лавок базируют свое производство на площадках действующих веганских ресторанов. Оба шеф-повара владеют всеми секретами имитации мясных деликатесов из растительных ингредиентов: соевого, горохового и пшеничного протеина, крахмала тапиоки и овощей.

Супермаркеты реагируют на спрос

Руководство британской сети супермаркетов Asda приняло решение об открытии веганских мясных отделов после того, как количество поисковых запросов на тему веганской продукции на сайте магазина увеличилось на 175%. Ассортимент уже включает 22 позиции, среди них «фейкон» (фальшивый бекон), растительные фрикадельки, бобовые бургеры и поддельная ягнятина.

Феноменальный успех веганских отделов и лавок объяснила PR-менеджер британского Общества веганов Франсин Джордан. По ее словам, лавки уже стали новым трендом, поскольку в таком формате есть элемент новизны.

Веганские заменители мяса давно доступны повсеместно, однако до недавних пор не было целых магазинов или отделов, куда покупатели могли бы прийти лично, чтобы выбрать что-нибудь оригинальное на ужин из достойного ассортимента. Другой фактор – общий рост спроса на веганскую продукцию: за последние годы число веганов в Британии выросло на 360%.

Стоит ли открывать веганские мясные лавки в России

Российские веганы не избалованы широким ассортиментом продукции. По данным BusinesStat, объем производства веганских продуктов находится на уровне 12,9 тыс тонн в год, и к 2024 году вырастет до 32,7 тыс тонн. В стране есть собственные производители соевого фарша и колбасы, однако потребности рынка в веганском сыре и молоке компенсируются в основном за счет импорта.

По данным опроса Zoom Market, в России около 2% вегетарианцев, причем большинство из них живет в Санкт-Петербурге, Калининграде и Москве. Однако при планировании открытия веганской мясной лавки можно учитывать еще две категории потребителей. Первая – постящиеся православные верующие; по сообщениям представителей всех сетей ретейла, они обеспечивают впечатляющий (хотя и сезонный) сбыт растительных аналогов привычных животных продуктов.

Вторая категория покупателей, предпочитающих растительные заменители мясных и молочных продуктов – аллергики. Популяризация идей о вреде лактозы и глютена сделала большой вклад в рост спроса на веганскую продукцию в России. Открытие «мясной» веганской лавки в столице или Санкт-Петербурге будет встречено с не меньшим энтузиазмом, чем в Лондоне.

comments powered by HyperComments